|
ТОМСК XIX ВЕКА В ЛИТОГРАФИЯХ И РИСУНКАХ ФЛЕКА
Среди польских ссыльных, которые оказались в Сибири в разные периоды ее истории, были люди с незаурядным художественным дарованием. Один из них стал автором интересных литографий и рисунков Томска 60-х годов XIXвека. Это был ссыльный из Варшавы, польский повстанец Юлий Фолькмар Флек (1813 -1888).
К сожалению, жителям Томска практически ничего неизвестно об этом человеке и его пребывании в Сибири и тех работах, что были выполнены им во время сибирской ссылки. Тем более ценны сведения о нем, благодаря усилиям профессора Вроцлавского университета Антония Кучиньского почерпнутые из разных источников в Польше.
Ю.Ф. ФЛЕК был родом из Саксонии, приехал в Варшаву в 1837 году по приглашению известного литографа Франтишека Шустера, от которого унаследовал затем литографическую мастерскую. Накануне восстания 1863 года он поддержал освободительное движение поляков и, как тысячи участников восстания, не избежал ссылки. Выданный доносчиком, он был арестован в 1862 году. 17 февраля того же года военный суд в Варшаве приговорил его к лишению прав гражданского состояния и к десяти годам ссылки в Сибирь. Местом ссылки стал Томск.
Разрешение вернуться в Варшаву он получил в 1868 году, не отбыв полного срока заключения. Скромные биографические данные Ю.Ф. Флека содержат сведения о литографиях Томска, изданных в Варшаве. Исследователям истории Томска было известно, что десять его литографий хранятся фв отделе редких книг и рукописей библиотеки Томского университета. Это "Вид Томска с горы за городской ратушей", "Вид Воскресенской церкви в г. Томске" и др. Поиски подобных и других литографий Флека в Польше пока положительного результата не дали. Лишь в нескольких журналах XIXвека нашлись репродукции нескольких литографий Флека, посвященных Томску. Из подписей под литографиями, сделанных на польском и русском языках явствует, что выпущены были литографии в Варшаве в 1864-1865 гг., т.е. в тот период, когда сам мастер еще находился в сибирской ссылке.. Данный факт при отсутствии подробных биографических данных о литографе еще больше осложнял историю имевшихся в Томске работ художника Флека. Сейчас нам известно, что литографической мастерской в Варшаве в период ссылки Юлия Флека руководил его брат Отто Флек , который, вероятно, и выполнял литографии по рисункам, выполненным и присланными в Варшаву из Томска Юлием Флеком.
Толчком для дальнейших поисков творческого наследия Флека стало издание в начале 90- х годов экспериментальным объединением «Виргула» (рук. Олег Садовский) календаря с репродукцией одной из литографий Флека. Данная литография и заинтересовала известного исследователя польской диаспоры в Сибири, этнографа, профессора университета г. Вроцлава Антония Кучиньского. Его долгие поиски литографий Флека в Польше не дали желаемого результата, но позволили найти не менее ценное - альбом рисунков художника, на основе которых и были изготовлены впоследствии литографии, хранящиеся в Томске. В архиве жительницы Варшавы Ванды Шанявской была обнаружена пачка рисунков с видами города Томска, среди которых "Вид на Томск из монастырской рощи", "Лодочная переправа", "Польский костел", "Могила ссыльного Эдварда Твардовского", " Вид Томска с северной стороны", "Благовещенская церковь" и другие. В целом сохранилось 40 рисунков, переплетенных в небольшой альбом под названием «Память о Сибири». Несмотря на более чем столетний возраст, состояние альбома хорошее. Рисунки, выполненные в разной тональности оттенками черного карандаша, смотрятся выразительно. Контуры изображенных объектов хорошо очерчены, и все рисунки, невзирая на возраст, отлично сохранились. Под ними стоят даты: 1862,1863,1866. Из этого следует, что Флек стал рисовать виды Томска, как только прибыл туда. Неизвестно, делал ли он это, чтобы избежать скуки и найти какое-то осмысленное занятие, или же хотел в будущем создать собрание литографий Томска. Однако бесспорно одно, эти рисунки, как и литографии - важный источник по архитектуре Томска ХIХ века: на них показаны объекты, которые в большинстве не сохранились; они дают представление о любопытном пространственном размещении города, его центре и окраинах. Прошлое, закрепленное в тех рисунках, - это та действительность, от которой до наших дней сохранились лишь отдельные элементы. Но, гуляя по Томску и зная рисунки Флека, эту былую действительность можно воспринять. Прошлое становится в этом восприятии безмерно сложным - на него накладывается иная, современная картина, а в целом получаешь представление обо всем, что пережил этот город. Такое восстановление присутствия отсутствующей в наши дни старой томской архитектуры - главная ценность рисунков этого польского ссыльного, которые наверняка займут свое место в иконографии Томска.
Литографии же Флека уже сейчас являются прекрасной иллюстрацией панорамы Томска середины XIXвека и выставлены в экспозициях Томского областного краеведческого музея и музея истории города Томска на Воскресенской горе. Наши поиски литографий Флека в Томске позволили установить, что вторая коллекция литографий Флека в количестве 9 литографий (две из них в двух экземплярах) хранится в фондах Томского областного краеведческого музея. Две литографии находятся в частной коллекции. Продолжаются поиски архивных данных о его пребывании в Томске.
Если говорить в целом о творчестве Флека, связанном с Томском, следует отметить, что он оставил оригинальное и очень интересное наследие, представляющее несомненный интерес для историков, краеведов, историков архитектуры, искусствоведов, просто жителей Томска. И, несомненно, заслуживает воплощения идея издания к 400 - летию Томска альбома с литографиями и рисунками польского повстанца и издание отдельного набор открыток с репродукциями литографий Флека.
Василий Ханевич.
|